0
Корзина пуста

О.И. Печников. Доклад на русском языке

Функциональная грамотность на чувашском языке  у учащихся 3 – 11 классов

(по итогам Большой Всероссийской Олимпиады школьников «Радиус»)


Большая Всероссийская Олимпиада школьников «Радиус» проводится с 2007 года по инициативе НИИ педагогики и психологии. В этом году секция «Чувашский язык» работала 1 – 7 февраля. Тестовые вопросы и творческие задания распределены с таким расчетом, чтобы более обьективно и наиболее полно оценить функциональную грамотность учащихся по ряду параметров. К этим параметрам относятся: широта мировоззрения, понимание вопросов чувашского языка и письменности, осведомленность учащихся  в историко-культурных сведениях, связанных с чувашским языком. Немаловажное значение имеют для носителя языка в дву- и полиязычных условиях и такие вопросы, как: богатство словарного запаса, чувство комфортности в стилистическом и лексико-грамматическом  пространстве, знание грамматических норм и навыки употребления в речи орфографических и пунктуационных правил. 


В качестве мониторингового материала были предложены загадки.   Первые три («Ирпе тăватă уран, кăнтăрла икĕ уран, каçпа тăватă уран».- 3 класс; «Урлă ура утаман». – 6 класс; «Икĕ  вĕçлĕ, икĕ ункă, варринче – пăта».-7 класс. Отгадки: человек; медведь; ножницы)    трудностей  для  учащихся не представляли, с ними справились все.   «Хĕрлĕ хĕр пĕлĕт тăрăх çÿрет» («Красна девица по небу ходит») не отгадали 3 (вместо отгадки хĕвел («солнце») они все написали уйăх («луна).


В качестве инструкции для работы с пословицами и поговорками было предложено задание вставить пропущенное слово. С этими  образцами справились все: «Улми (йывăççинчен) аякка ÿкмест» («Яблоко (от яблони) не далеко падает»). – 3 класс; «Паян тумалли ĕçе (ырана) ан хăвар» («Не оставляй (на завтра) то, что можно сделать сегодня»). – 4 класс; «Маччана сурса (вырт)» («Лежать поплевывая на потолок»). – 5 класс; «Уй пек асли, (вăрман) пек пуянни çук» («Нет величественнее поля, богаче (леса)». – 7 класс; «(Çынни) мĕнле, ĕçĕ çапла» («Каков (человек), такова работа». – 10 класс.



Читать полностью  >>  




 



   ПРИЛОЖЕНИЯ


Борзаева Наталия Вячеславовна

Спасибо за полезный материал семинара. Форма участия легка и доступна, а материал как нельзя кстати в современном взгляде на способы получения знаний. Подробный анализ ошибок олимпиады буду иметь в виду при практической деятельности с детьми. Замечания написать не смогу, т.к. на данный момент их у меня нет. Про олимпиаду Радиус не знала. Новичок я ещё. Спасибо за приглашение на семинар. Ждем и впредь ваши рассылки.

комментировать
Гордеева Марина Николаевна

Здравствуйте. Спасибо за семинар. Я работаю учителем начальных классов, сама же преподаю чувашский язык. Ошибки и трудности, выявленные на олимпиаде младших школьников, подтверждают, что есть над чем работать.
Необходимо использовать на уроке практико-ориентированные виды заданий. Для себя я отметила, это: пословицы и поговорки, работа с деформированными предложениями, работа с произведениями известных чувашских писателей и поэтов и т.д.

комментировать
Печников Олег Иванович

Верно подмечено Мариной Николаевной, что развитию практических навыков использования языка нужно уделить пристальное внимание в школе. Основное сейчас: формировать и развивать универсальные учебные действия (УУД) - личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Пусть дети исподволь приучаются к самостоятельному добыванию знаний и привыкают использовать их к месту в практической деятельности. Организаторы семинара стоят на позиции личностно-ориентированного деятельностного подхода в обучении.

Малышева Наталья Алексеевна

Здравствуйте. Спасибо большое за семинар. То что на семинаре все задания в которых очень часто делают ошибки разобрали. В дальнейшем уже знаем на что же больше обращать внимание. Потому что на уроках проходим, то что дано в книге, а когда они видят другие слова которых не было в книге они (дети) начинают путаться. Очень полезная информация.

комментировать
Печников Олег Иванович

Совершенно верно. Ваши слова лишний раз доказывают, что подчас в школьном обучении можно заметить расхождение теории от практики. Ведь основная задача учителей - приучать детей к самостоятельной жизни. Учебники не могут предугадать, с чем придется столкнуться сегодняшнему обучающемуся на жизненном пути.

Благороднова Светлана Александровна

Хочу сказать Вам спасибо за организацию и проведение семинара.
На данном семинаре рассматривается актуальность олимпиадного движения, т.к. олимпиады являются одним из основных направлений работы с одаренными детьми в школе. Из анализа олимпиадных работ видно, что растёт высокий уровень написания олимпиадных работ.

комментировать
Печников Олег Иванович

Да, действительно, что касается олимпиад, викторин и конкурсов, дети с удовольствием принимают в них участие. Дух соревновательности, проба своих сил и возможностей среди сверстников из других школ не только своего города, но и других регионов является прекрасным мотивирующим средством. Обучающиеся привыкают чувствовать свое эго и это благотворно влияет на развитие гражданских и патриотических чувств.

Печников Олег Иванович

Уважаемые участники семинара! Разрешите напомнить, что необходимым условием оформления Сертификата является Ваш комментарий. Мы ждем вас на интернет-площадке семинара.

комментировать
Тамара

Спасибо большое за семинар.

комментировать
Печников Олег Иванович

За спасибо весьма признателен. Тем не менее, хотелось бы читать комментарии по конкретным моментам. Отрицательный ли, положительный ли - без разницы. Для пользы дела все годилось бы.

АНИСИЯ

Данная форма семинара удобна для участия. Спасибо! Самые добрые пожелания организаторам семинара.

комментировать
pechn.oleg@yandex.ru

Хочется от всего сердца поблагодарить Анисию за участие в семинаре. Один только этот факт красноречиво доказывает, что Вам глубоко небезразлично состояние дел в практике обучения чувашскому языку. Чувствуется осведомленность в этих вопросах. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. А сейчас приглашаю к участию в очном туре олимпиады, которая состоится 22 апреля в 10 часов в ЧНБ. Мы ждем участников, обучающихся в 3 - 11 классах
в краеведческом отделе к назначенному времени. Удачи Вам, Анисия, во всех Ваших начинаниях!

ТАТЬЯНА

Большое спасибо за такую информацию! Такой семинар для меня очень удобный.

комментировать
pechn.oleg@yandex.ru

Весьма признателен за приятный отзыв. В то же время хочу заметить, что нам, как организаторам Олимпиады, были бы очень кстати замечания на недостатки (конкретные) и пожелания. Тем не менее, спасибо, Татьяна, за участие.